Воскресенье, 19.05.2024, 10:13
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

"Игры-забавы для детей в младшем дошкольном возрасте"

Практикум-семинар на тему “Игры –забавы в младшем возрасте” подготовила Аверина М.М.

                                                                             “Фольклор-лекарство человечества”

                                                                                                                 Анри Курсаже.

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребёнка есть своё, обусловленное возрастными особенностями видение мира. Все маленькие дети мыслят вещами, предметами предметного мира. Их мысли на первых порах связаны с конкретными образами. Именно в детском фольклоре ключ к пониманию возрастной психологии, детских художественных вкусов и творческих возможностей. Детский фольклор русского народа необычно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малого жанра. Самым любимым и доступным для младших дошкольников является произведения малого жанра:

1.Колыбельные песни в народе зовутся байками. Это название произошло от слова “баять”-“говорить”. Старинные значения этого слова “шептать”, “заговаривать”. Такое название колыбельные получили не случайно: самые древние из них имеют прямое отношение к заговорной поэзии.

Сон да дрёма

Приди к Ване в голова.

Сон да дрёма

Накати на глаза.

Со временем колыбельные утратили обрядный и заговорно-заклинательный характер. Примером может служить сюжеты тех песен, героем, в которых является кот. Существовал обычай класть в колыбельку спящего кота, чтоб малыш лучше спал:

Ваня будет спать,

Котик Ваню качать…

Нередко в колыбельных песнях рисуется будущее младенца. В песнях, назначение которых убаюкивать ребят, ритмика и звуковое оформление соответствуют покачиванию и скрипу зыбки

: А качи, качи, качи,

Прилетели к нам грачи.

Ворота-то скрип, скрип.

А Коленька спит, спит!

2.Другим немаловажным жанром являются пестушки. В центре пестушек и потешек всегда стоит образ самого ребёнка. Пестушки получили название от слова “пестовать”, “нянчить”, “растить”. Это короткие стихотворные приговоры, которыми сопровождали движения малышей, проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладят и приговаривают:

Потягунушки, потягунушки!

Поперёк толстунушки!

А в ножки ходунушки!

А в руки хватунушки,

А в роток говорок,

А в голову разумок!

 Как и колыбельных, важное значение в пестушках имеет ритм. Весёлая, незатейлевая песенка с отчётливым скандированием строк, вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки на сон грядущий:

Малиночка сладенькая,

Спи, дочка маленькая!

Бало, бало, баланок,

Кладу Машу на пушок-

Пуховую кровать,

Будет Маша крепко спать!

Потешки после сна:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка!

Потешки при умывании:

Водичка, водичка,

Умой мое личико.

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щёчки краснели.

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

 

Ай лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Чистая водичка

Умывает Саше личико,

Анечке ладошки,

А пальчики-Антошке!

Потешки при кормлении:

Травка-муравка со сна поднялась,

Птичка-синичка за зёрна взялась,

Зайка за капусту, мышка за корку,

Детки-за молочко!

 

Умница Катенька,

Ешь кашку сладенькую.

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую!

Потешки для прогулки:

Валенки, валенки,

Невелики, маленьки.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар.

Я шар покачу,

Гулять хочу!

3.Пестушки незаметно переходят в потешки-песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками. В этих играх есть уже нередко педагогическое наставление, урок. Потешка призвана потешить, развеселить детей. Главное назначение забавы-приготовить к познанию окружающего мира в процессе игры. Ритмическое строение потешек весьма подвижно, что диктуется характером и назначением произведений.

Кроме этих жанров хорошо известны:

• Календарный детский фольклор;

• Игровые припевы, приговоры;

• Жеребьёвки, считалки, скороговорки;

• Загадки, пословицы, поговорки.

4.Сказки. Народные сказки давно стали включаться в детское чтение. Немаловажную роль они играют в жизни самих детей. Самый распространенный вид сказок, который рано становится известным ребёнку-сказки о животных. Звери, птицы в них похожи и непохожи на настоящих. Ребёнок воспринимает выдумку за правду, она привлекает его необычностью, непохожестью на то, что он знает о животных. Сказки утверждают ребёнка в правильном отношении к миру. Замечено, что дети легко запоминают сказки о животных. Это объясняется тем, что народный опыт, верно уловил особенности детского восприятия. Сказки о животных можно назвать детскими и потому, что в них много действия, движения, энергии-того, что присуще и ребёнку. Ирония сказки понятна ребёнку. Счастливый конец сказки соответствует жизнерадостности ребёнка, его уверенности в благополучном исходе борьбы добра и зла. В сказках с животными много юмора, песенок. Запав в памяти, сказки становятся неотделимой частью детского сознания.

О роли фольклора в жизни ребёнка сказано немало. Хотелось бы обратить внимание на следующий факт: воспитатель, владеющий фольклорным материалом, знающий народные потешки, умеющий эмоционально, с чувством их прочесть, быстрее добивается контакта с детьми. Многие потешки легко учатся с детьми наизусть, но только делать это надо постепенно и ненавязчиво. Ни в коем случае не заставляйте детей многократно повторять их хором

Категория: Мои статьи | Добавил: margo41 (23.06.2016)
Просмотров: 876 | Теги: Сказки, Колыбельные, малые жанры, потешки, малыши | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: