Понедельник, 06.05.2024, 00:12
Приветствую Вас, Гость

 

 

 

1.Самообразование

Индивидуальная программа самообразования

Тема самообразования: Развитие связной речи детей в свободной деятельности. (старшая группа)

Цель: Повышение своего теоритического уровня, компетентности и профессионального мастерства.

Задачи: Работа над программой самообразования поможет мне:

Развивать словесно-логическое мышление; речевое внимание детей;

Развивать связную речь детей в игровой деятельности детей;

Поддерживать интерес к деятельности детей;

Содействовать налаживанию диалогического общения между детьми в совместных играх и занятиях.

Посмотреть программу "Развитие связной речи детей в свободной деятельности" (средняя группа)

2.Самообразование по патриотическому воспитанию 2015-2016 год.

«ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ!»

Приобщение дошкольников к традиционной семейной культуре.

Семья является для ребенка первым и ближайшим к его практическому и духовному опыту сообществом, все члены которого связаны кровным родством и передают традиционные ценности от одного поколения к другому. В семье дети приобретают опыт общения, учатся жить среди людей, постигают понятия добра и зла.

Особым жанром, влияющим на нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Они складывались людьми еще до того, как появилась грамота,

Народ, не умевший ни читать, ни писать, создавал свою устную школу, передавал от отцов к сыновьям, от дедов к внукам свои заветные правила жизни, учил уму разуму. К.Д. Ушинский писал: «По содержанию наши пословицы важны для первоначального обучения тем, что в них, как в зеркале, отразилась русская народная жизнь со всеми своими живописными особенностями.

Однако в настоящее время этот вид народного творчества недостаточно

широко используют в работе с детьми, либо не реализуют его воспитательный потенциал. Многие педагоги, опрометчиво считая, что некоторые слова и выражения, встречающиеся в пословицах и поговорках, недоступны детям или, не понимая их смысла и не умея его объяснить, упускают важные смысловые оттенки.

Цель — помочь дошкольникам освоить нравственные и эстетические ценности традиционной семейной культуры посредством малых форм фольклора.

 Задачи:

  1. учить понимать образность и смысл пословиц и поговорок;
  2. обогащать речь меткими фольклорными выражениями;
  3. учить уместно и правильно употреблять пословицы и поговорки

в повседневной жизни;

  1. развивать эмоционально-чувственную сферу детей на основе приобщения к ценностям семейной культуры.

Работу я начала со второй младшей группы, когда знакомство с пословицами и поговорками у детей происходит на подсознательном уровне во время рассказывания сказок, потешек, в процессе трудовой, игровой деятельности и т.д. Ребенок слышит пословицы и поговорки в речи взрослых. Ему раскрывается, прежде всего их смысл, как общепринятых поучений; при этом он становится понятнее, если выражен наглядно, с бесспорной очевидностью.

Например, заканчивая рассказывать сказку «Заюшкина избушка», мы говорили: Помогай другу везде, не оставляй друга в беде!»; при чтении потешки «Водичка, водичка,..»  приговаривали: «С гуся вода, а с Ванечки худоба»; желая подбодрить ребенка, говорили: «Терпение и труд все перетрут»; при необходимости хвалили: «Саша у нас маленький, да удаленький» — или утешали: «Слезами горю не поможешь».

Малыши воспринимают, прежде всего, прямой смысл пословиц и поговорок, но и их обобщающий характер доступен детскому пониманию.

В старшей группе, я продолжаю ознакомление детей с устным народным творчеством. В ходе совместной деятельности учу понимать образный характер и смысл пословиц и поговорок, рассказываю, что их создал народ, объясняю, когда уместно использовать ту или иную поговорку или пословицу. Так, в ходе беседы на тему «Нет друга — ищи, а нашел — береги» дети составляли продолжение к пословице «Человек без друзей, как дерево без корней»  (одинокий муравей, бабочка без цветов, одна звездочка на небе).

Старшие дошкольники с удовольствием участвуют в обсуждении пословиц, высказывают свое мнение. Я предлагаю им ответить на вопросы:

1. Почему говорят «Долог день до вечера, коли делать нечего»?

2. Согласны ли вы с пословицей «Хочешь больше знать — надо меньше спать»?

3. Как вы понимаете пословицу «Что сейчас убежит, завтра не догонишь»?

4. Почему говорят «Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня»? Ценный материал для нравственного воспитания детей дает сказка, которая в увлекательной форме показывает окружающую жизнь, поступки людей и их взаимоотношения. Я помогаю детям с помощью пословиц и поговорок понимать нравственные идеи, заложенные в сказках. К сказке «Крылатый, мохнатый да масленый» дети подобрали такие пословицы:

• Друг за дружку держаться — ничего не бояться.

• Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех.

• Где дружба да совет, там свет.

• Друзья больше, чем братья родные.

• Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Рассказы Е.А. Левчук не только раскрывают смысл пословиц, но и дают детям возможность создавать свои маленькие творческие произведения. Например, к пословице «Первый блин комом» дети придумали такой рассказ: «Аня лепила уточку. Она получилась неуклюжая. “Ничего, — сказала воспитательница, — первый блин комом”». Читая рассказ Е.А. Левчук «Оладьи», я обратила  внимание детей на добрые и уважительные взаимоотношения в семье, на то, как пословицы и поговорки помогают выразить любовь к своим близким. С большим интересом дети слушали рассказы Л.Н. Толстого, которые учат объяснять смысл пословиц и поговорок: «Знай, сверчок, свой шесток», «Семейная кашка гуще кипит», «Глупой птице свой дом не мил» и др.. В ходе беседы с детьми на тему «Уважай себя сам – будут люди уважать тебя» предлагала детям решить, какая пословица лучше: «Если себя не похвалишь – ни кто не похвалит. Мнение детей разделились, но найти правильный ответ помогла русская народная сказка в обработке А. Толстого «Заяц - хваста».

Дети упражнялись в подборе пословиц к известным сказкам: «Дай душе волю, захочется потом» («Сказка о рыбаке и рыбке«); «Завидущие глаза не знают стыда« («Лиса и заяц»); «Где счастье, там и зависть» («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях«) и др.

Обсуждали  рассказ «Для чего человек трудится». Предлагала  детям определить, к кому из рабочих больше подходит пословица: «Без труда человек не познает счастья».

Без игры немыслим мир детства. Игра — естественная форма детского существования. Следовательно, прямой путь к достижению взаимопонимания с ребенком лежит через игровое действие, Играть с малышом — значит разговаривать с ним на понятном ему языке. Дидактические игры помогают детям понять и запомнить пословицы, постепенно овладеть навыками использования их в устной речи, пополнить фразеологический словарь новыми меткими выражениями.

Я создала «Копилочку» дидактических игр.

Интересный прием, который я использую  в работе, — инсценировка пословиц.  Предлагаю  детям изобразить, как они понимают пословицы:

«У страха глаза велики», «Пуганая ворона куста боится» и др.

Взаимодействие с родителями способствует бережному отношению к традициям, сохранению семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» — эту заповедь А.С. Макаренко, я использую при работе с детьми и их родителями.

  План работы с родителями:

• практикум по теме «Русская народная мудрость о воспитании» (родители не только пополнили теоретические знания, но и упражнялись в подборе пословиц и поговорок к различным житейским ситуациям);

• конкурс мини-сочинений (размышление родителей на тему «Пословицы и поговорки в нашей жизни»);

• создание домашней игротеки;

• выставка детских рисунков «Иллюстрация к любимой пословице»;

• оформление информационных стендов, папок-передвижек, информационных листков и т.д.;

• праздник «Вся семья вместе, так и душа на месте»;

• родительское собрание «Семейные традиции»;

Таким образом, пословицы и поговорки стали нашими верными помощниками в приобщении детей к традиционной семейной культуре.

Надеюсь, совместная работа детского сада и семьи, по приобщению детей к нравственно – эстетическим ценностям традиционной семейной культуры, средствами малых форм фольклора, поможет развитию эмоциональной сферы ребенка, даст возможность почувствовать красоту родного языка, обогатит детскую речь меткими и образными выражениями.

Приложение

«Копилочка» 

дидактических игр

 

«Объяснялки» — ребенок должен проговорить и объяснить наиболее распространенные поговорки и пословицы.

• Утереть нос. (Сделать что-то лучше всех.)

• Не на шутку рассердился. (Очень.)

• Протянуть руку помощи. (Позаботиться.)

 «Скажи наоборот» — ребенок, прослушав народное выражение, должен подобрать к ним другие — с противоположным значением.

• Носить на руках — держать в ежовых рукавицах.

• Спустя рукава — засучив рукава.

«Найди пропущенные слова» — ребенок должен добавить недостающие слова и сказать пословицу целиком.

• Углами — пирогами (Не красна изба углами, а красна пирогами.)

• Вместе — на месте (Вся семья вместе, так и душа на месте.)

«Угадай пословицы» — взрослый намеренно пропускает слова в известных пословицах и предлагает на выбор несколько вариантов:

• За (какой?) головой, как за каменной стеной? (Умной, большой, старой.)

• (Какую?) дружбу и топором не разрубишь? (Верную, долгую, красивую.) • (Что?) век не забудется? (Добро, богатство, бедность.)

• (Какому?) человеку бывает стыдно и перед кошкой? (Взрослому, старому, доброму.)

• Худо тому, кто (чего?) не делает никому. (Добра, зла, помощи.)

• (Какое?) слово до сердца доходит? (Длинное, сердечное, непонятное.)

• (Какое?) слово, что дождь в засуху? (Доброе, короткое, веселое.)

• Людям забота как воздух нужна, стать всем (какими?) поможет она. (Выше, богаче, добрее.)

«Составь рассказ» - взрослый предлагает детям составить историю, так чтобы она закончилась пословицей:

• Добро украшает человека.

• Кто матери не послушает, в беду попадет.

• Птица радуется весне, а младенец матери. И т.д.

Рассказ «Для чего человек трудится?». Трое рабочих строили дом. К ним подошел старик и спросил: «Что вы делаете?». Один ответил: «Камни кладу». Второй ответил: «Деньги зарабатываю». Третий ответил: «Строю красивый дом, чтобы люди радовались и благодарили меня». К кому из рабочих больше подходит пословица: «Без труда человек не познает счастья»?

«Соедини пословицу». — ребенок по картинкам собирает пословицу.

«Зарисуй пословицу». — ребенок схематично изображает пословицу: «Готовь сани летом, а телегу зимой» (см. рис. 1), «Хочешь, есть калачи — не сиди на печи» (см. рис. 2).

Дело мастера боится

У Ромы сломались трактор и робот. Сидит Рома, нос повесил. Пришел старший брат и говорит: 4Эх ты, смотри, дело мастера боится» и починил игрушки.

Не место красит человека, а человек место

Дети сели за столы и стали рисовать красками. Только Свете не сидится на месте. Солнечный зайчик слепит глаза. Все краски растеклись по листу. Пересела Света на другое место. Но и там не получается рисунок — соседка мешает. Посмотрела воспитательница Светин рисунок и сказала: «Запомни, Света, не место красит человека, а человек место».

 По секрету всему свету

Саша открыл Свете свой секрет, а та пересказала все Пасте, та — другим малышам. Скоро все знали Сашин секрет. Так и получилось: по секрету всему свету.

Заварил кашу, сам и расхлебывай

Сегодня Миша встал не с той ноги и потому сразу нагрубил бабушке.

Бабушка обиделась и ушла на кухню. Скоро вкусно запахло печеными пирожками.

— Гриша, попроси у бабушки пирожок для меня, — сказал Миша старшему брату.

— Ну уж нет, заварил кашу, сам ее и расхлебывай, — ответил Гриша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

САМООБРАЗОВАНИЕ

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ

ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

«ВСЯ СЕМЬЯ ВМЕСТЕ, ТАК И ДУША НА МЕСТЕ»

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К ТРАДИЦИОННОЙ

СЕМЕЙНОЙ КУЛЬТУРЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:

Аверина М.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016г.