Воскресенье, 19.05.2024, 00:37
Приветствую Вас, Гость
Главная » Файлы » Мои файлы

Рабочая программа 2 часть
05.03.2013, 22:00
Дидактические игры
Дидактические игры широко используются в обучении детей как средство обогащения, закрепления, уточнения знаний об окружающем мире.
Методика проведения игр.
1. Педагог должен четко представлять цель игры, ее ход, свою роль в игре. Выбор определяется как уровнем умственного развития детей дошкольного возраста, так и задачами воспитания.
2. В начале игры необходимо создать:
- игровое настроение, прежде всего сам педагог настраивается на игровой лад;
- если надо две группы детей, то делят на две группы и выбирают считалкой вожаков, а также считалкой распределяют роли;
3. Создать условия для умственной активности всех детей. Игры нужно строить так, чтобы были задействованы все дети.
4. В каждую игру варианты усложняются.
5. Объяснение правил для дошкольников.
«Подбор слов синонимов, антонимов», например, при рассматривании картинок выделить то слово, которому учим: мальчик огорчен (печален, не веселый), неуклюжий щенок (спотыкающийся, его не держат лапы).
«На подбор прилагательных».
«Добавим слово»: хлеб – хлебушка; поле – полюшко.
«Как назвать вторым словом», например, шуба – одежда, чашка – посуда.
«Из чего сделан предмет»: металлические, резиновые, деревянные.
О смысле слов:
«Объяснение смысла слов, например, день был пасмурный, солнечный.
«Вершки – корешки».
«Кто, что лишнее». Карточки: насекомые – одна рыба; лесные цветы – домашние; листья осины – береза. Кубики: голова, хвост, лапы в одном существе от разных животных.
«Определи на ощупь» (бархат, шерсть, шелк).
«Кто заметит, услышит больше», показывать предметы, на что это похоже.
«Составление детьми небылиц»
- 15 лягушек палили из пушек дубовый пенек;
- ой, врешь, куманек.
«Кто веселее?»
«Мимические картинки»
«Кто старше?». Карточки с выражением лица: дед, папа, сын.
«Что теплее?»: зимнее платье, летнее платье, купальник..
«Как сказать иначе».
«Угадай, кто пришел», например, Миша! Кто к тебе подошел? – описывают девочку (мальчика), как одеты, особенности.
«Кто ловкий?»: кто больше соберет воздушных шаров. В ложечке принести воду, не разлить.
«Отгадай, какой цветок?», например, серединка желтая, лепестки белые.
Воспитание звуковой культуры речи:
1. Четкое, ясное произношение звуков.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Предлагая произносить звук, соотносить с песенкой (комара, жука).
4. Произношение данного звука отрабатывать в словах, слоге, в речи.
5. С дошкольниками проводить работу над развитием интонационных средств самовыражения (грустно, весело, медленно, быстро) с учетом естественной высоты голоса.
Формирование диалогической речи:
1. Постоянно обращать внимание: о чем говорят дети и как?
2. Как разговаривают друг с другом дети и со взрослыми. Есть ли в речи детей вежливые слова.
3. Перед проведением с детьми беседы на определенную тему учитывать предшествующую работу и вопросы исходят из темы.
Ознакомление с художественной литературой
1. Чтение целого произведения (рассказывание);
2. Чтение художественных произведений (рассказывание), объединенных одной целью;
3. Слушание дисков, записей;
4. Показ настольного, кукольного театров и др.
5. Показ фильмов, просмотр телевизионных передач, компьютерных игр.
Цель: научить ребенка выражать свое отношение к поступкам героев, различать жанры произведения, видеть в тексте свойства художественной выразительности. Незнакомые слова нужно внести в речь ребенка до занятия, даже если они будут мало использованы на самом занятии.
Рассматривание иллюстраций
Рассматриваются до занятия. В ходе занятия – это книги познавательного характера. Есть книжки-игрушки, каждая страница – это новое стихотворение.
Заучивание стихотворения наизусть
Прежде чем предложить стихотворение детям, оно:
- должно радовать детей;
- запоминать стихотворение из любви самого педагога;
- хором нельзя учить;
- сначала спрашивают тех, кто лучше выучил, быстрее, затем тех, кто хуже. Спросить от начала до конца.
- перед заучиванием не делать установку на заучивание;
- придумать (или взять образец движений) при разучивании слов стихотворения.
Занятия по воспитанию звуковой культуры речи имеют следующую структуру:
1. С детьми проводят упражнение, способствующее выработке подвижности органов артикуляционного аппарата, и в какой-то мере обеспечивающее четкое и правильное произношение звука, с которым детей будут знакомить на данном занятии.
2. Знакомят детей с новым звуком или звукоподражанием. Если возможно, педагог связывает звук с конкретным образом (жук – з-з, ж-ж).
3. Педагог побуждает детей к произношению данного звука, предлагая 3-4 варианта заданий.
4. Звук помещается в слог. Дети выполняют задания на различение звукоподражаний, высоты и силы голоса, темпа дыхания.
5. Детей упражняют в произношении звука в словах фразовой речи: читает рассказы, стихи, игры, где используемый звук встречается.
Методы и приемы формирования звуковой культуры речи
Методы:
1. Дидактические игры («Чей домик», «Оркестр»).
2. Дидактические рассказы с включением учебных заданий детям.
Отдельные элементы интонации, речевой слух и дыхание отрабатываются также и методами упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, потешек.
Игровые упражнения «Подуем на пушинку». Пользуясь указанными методами, педагог применяет разнообразные приемы:
Образец правильного произношения, выполнения задания, которое дает педагог.
Объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речевого аппарата.
Образное называние звука или звукосочетание (з-з-з – песня комара, туп-туп-туп – поет козленок).
Обоснование необходимости выполнить задания педагога повышает качество ответов, оно дается в эмоционально-шутливой форме (давай научим индюка петь веселую песенку) или деловой форме (надо крепко-крепко запомнить, как произносится слово «шофер»).
Совместная речь ребенка и педагога, а также отраженная (незамедлительное повторение ребенком речи образца).
Оценка ответа или действия.
Образная физическая пауза, которая служит отдыхом и закреплением учебного материала.
Показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.
Обучение детей связной речи
1.Разговор с детьми в повседневной жизни.
2. Виды занятий по обучению детей разговорной речи. Беседа, экскурсии, беседы по картинам, игрушкам, дидактические игры.
3. Беседа – основное средство обучения детей связной диалогической речи
- значение беседы для умственного, нравственного и эстетического влияния детей
- тематика бесед:
а) беседы на общие темы;
б) бытовые темы;
в) этические беседы.
- подготовка детей и педагога к беседе (выбор темы, определение программного содержания, составление плана беседы, подбор иллюстраций и художественного материала).
- структура беседы.
- методические приемы:
а) вопросы
б) указания
в) объяснения
г) рассказ педагога
д) использование литературы и наглядного материала.
Значение: в беседе педагог уточняет опыт детей, который они приобрели во время наблюдений и в разнообразной деятельности в семье. Приучать детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы, учить просто и понятно излагать свои мысли.
Беседа предполагает обоюдную активность: дети могут обращаться с вопросами и высказывать свои суждения и плохо, когда беседа превращается в опрос. Нужно учить детей в ходе беседы спрашивать, высказываться.
В беседе можно использовать различные приемы словарной работы:
Объяснение значения (иногда и происхождения) отдельных слов педагогом. Как прием словарной работы, используют хоровое повторение слова вместе с педагогом негромко и четко.
Обучение детей монологической речи (рассказыванию)
1. Задачи и содержание работы по обучению монологической речи.
2. Виды занятий по обучению детей рассказыванию:
- составление описательного или сюжетного рассказа по картине или набору картин;
- составление описательного или сюжетного рассказа по игрушке (предмету) или набору игрушек;
- пересказ народных сказок или рассказов;
- составление рассказа из личного опыта (по памяти);
- составление творческих рассказов (воображение). Например, «Как бы я помог маме».
3. Накопление опыта, как условие, обучение детей рассказыванию. Условия: большой словарный запас, объем знаний.
4. Приемы обучения детей рассказыванию:
- образец речи (рассказа) педагога;
- план рассказа;
- коллективное составление рассказа;
- составление рассказа по частям;
- вопросы, элементарные указания, упражнения;
- демонстрация наглядного материала;
- оценка рассказа детей.
Приемы обучения детей рассказыванию:
Образец рассказа педагога – краткое живое описание какого-либо предмета или события, доступное для восприятия по содержанию и форме.
Рассказ педагога, который служит образцом для детей, должен иметь следующие качества: содержательность, связанность, последовательность. Это живые, коротенькие рассказы, понятные и интересные детям, изложенные простым языком без ненужного украшательства.
План рассказа – 2-3 вопроса, определяющие содержание и последовательность изложения. Например, день рождение Лисы:
- о том, как звери собираются в гости;
- как договариваются о подарке;
- как справляли, поздравляли.
Обучение детей рассказыванию по игрушкам
1. Подбор игрушек.
2. Усложнение требований к рассказыванию детей в разном возрасте.
3. Виды занятий.
4. Структура занятий.
5. Особенности проведения занятий в разном возрасте.
Виды занятий:
- Составление сюжетного рассказа по одной игрушке (ребенок предполагает, что было, что будет).
- Составление сюжетных рассказов с их обыгрыванием.
- Спектакли с игрушками «Новогодняя ночь игрушек в магазине», «Слоненок в зоопарке».
Структура занятия:
1. Вводная.
2. Показ игрушки (вспоминаем старое, придумываем новое).
3. Вопросы к детям.
4. Образец рассказа педагога или план. Если план – повторение плана детьми.
5. Указания детям.
6. Составление рассказов детьми.
7. Сюрпризные моменты, другая игрушка (или другая часть) или педагог, или родитель.
8. Оценка самим педагогом: удалось с детьми, не удалось у детей, в чем трудность, в чем успешность?
9. Анализ (дальнейшее планирование по исправлению трудностей и перехода к успешности по обучению рассказыванию по игрушке)
Обучение детей пересказу народных сказок, коротких рассказов
1. Роль.
2. Требования к детскому пересказу.
3. Произведения для пересказа и требования к ним.
4. Структура занятий.
5. Методические приемы.
6. Особенности обучения пересказыванию в разном возрасте.
Требования к детскому пересказу:
1. Осмысленность, т.е. полное понимание текста.
2. Полнота передачи художественного текста, т.е. отсутствие нарушающих логику отклонений.
3. Использование словаря и оборотов от авторского слова.
4. Удачная замена синонимами.
5. Правильный ритм.
6. Отсутствие длительных пауз.
7. Последовательность.
8. Культура устного рассказа в широком смысле слова:
- поза,
- интонационная выразительность речи.
Требования к рассказыванию детей:
1. Должно быть самостоятельным, это значит, что рассказ составляется без наводящих вопросов, сюжет повествования не заимствован из рассказа педагога и друзей.
2. Целенаправленность – умение подчинять все содержанию, общему замыслу, без лишней детализации и перечисления.
3. Зачин, развитие сюжета, кульминация, концовка, умелое описание места действия, природы, портрета героя, его настроения.
Проведение занятий по обучению детей творческому рассказыванию
1. Сочинение рассказов или сказок на тему, предложенную педагогом, а как усложнение данного вида – самостоятельный выбор темы.
2. Сочинение по литературному образцу в 2 вариантах.
3. Составление рассказа по пейзажной картине.
Ознакомление детей с художественной литературой
1. Значение художественной литературы в воспитании детей.
2. Задачи.
3. Формы работы с книгой с дошкольниками.
4. Подготовка педагога к занятиям по художественному чтению.
5. Виды занятий по художественному чтению:
- чтение и рассказ одного произведения;
- чтение и рассказ нескольких произведений;
- слушание аудио и дисков;
- использование на занятиях по художественному чтению настольного, кукольного, теневого театра, фланелеграфа.
6. Структура и проведение занятий:
- заинтересованное начало;
- вводная беседа с детьми;
- чтение текста;
- беседа о прочитанном;
- работа с иллюстрацией.
7. Работа с книжной иллюстрацией.
Виды по ознакомлению с художественной литературой:
1. Чтение.
2. Рассказ сказки.
3. Разучивание стихотворения.
- Словесные игры тоже используются в беседе, помогают ребенку войти в образ. Дети, беря на себя роль, не воспроизводят действия героев, а проговаривают их. Словесная игра развивает видение образа, например, рассказ Винокурова «Сквозь буран».
- Словесный рисунок помогает детям представить литературный образ, увидеть его даже тогда, когда нет иллюстраций. Вопросы: Как бы нарисовал Айболита? Какого роста? Как одет? Дети рисуют в воображении.
- Воображаемый диалог с литературным героем – это один из приемов, стимулирующий детей выразить в слове свое отношение к литературному герою. Например, обращение к герою и предполагаемый ответ, который формулирует и проговаривает сам ребенок по рассказу Пермяка «Самое страшное»: Кто хочет подружиться с Вовкой таким? Почему никто не хочет дружить с ним? Ребенку предлагают доказать герою, что никто не хочет с ним дружить.
Календарно-тематическое планирование

№ Дата Тема Примечание
1 Знакомство. Слова вежливости.
2 Виды транспорта. Штриховка по образцу.
3 Чтение стихов про осень. Штриховка по образцу.
4 Цвета радуги. Написание горизонтальных линий.
5 В лесу. Гласные звуки. Написание вертикальных линий.
6 Какие бывают ягоды? Письмо по образцу.
7 Морские и речные обитатели. Согласные звуки. Написание наклонных линий.
8 В деревне. Беседа по картине. Рисование узора.
9 Русская народная сказка «Заюшкина избушка». Рисование узоров на основе круга.
10 Обитатели рек и озер. Правила заучивания наизусть. Гласные и согласные.
11 В царстве звуков. Написание последовательных узоров.
12 Загадки про овощи. Написание последовательных узоров.
13 В гостях у витаминов. Рисование узоров.
14 Чтение сказок К. Чуковского. Рисование узоров.
15 Насекомые. Штриховка по образцу.
16 Садовые цветы. Штриховка по образцу.
17 Комнатные растения. Рисование узоров.
18 Моя Родина. Написание горизонтальных и вертикальных линий.
19 Сигналы светофора. Рисование узоров на основе круга.
20 Профессии людей. Рисование узоров на основе круга.
21 Дикие животные. Написание наклонных линий.
22 Домашние животные. Написание наклонных линий.
23 Беседа по картине. Написание наклонных линий.
24 Составление сказок. Написание наклонных линий.
25 Итоговое занятие. Праздник «Весенние капельки».


Категория: Мои файлы | Добавил: margo41
Просмотров: 814 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: